пятница, 26 марта 2010 г.

Порталы бывают разные...

Портал (portal) - это интегрированные комплекс (сервер Интернет) программного обеспечения для реализации концепции "все в одном месте через единый интерфейс пользователя", который обеспечивает:
  • единую точку доступа пользователей через Интернет (Интранет) ко всем или избранным ресурсам, услугам и приложениям портала, предоставляемого, возможно, на основе персонализации или аутентификации;
  • объединение информационных ресурсов и услуг;
  • доставку важной для данной аудитории информации;
  • совместную работу и коллективные услуги.
Различают следующие типы порталов.
Горизонтальные порталы (horizontal potal) или Мегапорталы адресуют свои услуги всему сообщеcтву пользователей Интернет.
Вертикальные порталы (vertical portal), их еще называют "ворталы" (Vortal, Вертикальные порталы) обслуживают узкоспециализированные сообщества, рынки, специфические группы, объединенные определенными интересами ...
Голосовой портал (voice portal) осуществляет доступ к порталу посредством телефонной (голосовой) связи. Клиент набирает номер своего голосового портала и, используя голосовые команды или клавиатуру телефона, получает информацию или совершают операции (банковские, купля, продажа ...).
Персональные порталы (personal portal) предоставляют индивидуальные ресурсы и услуги отдельным потребителям. Обычно такие порталы обеспечивают пользователям электронную почту, ведение календаря, персональный информационный менеджер и другие услуги. Персональные порталы могут быть компонентами мегапортала (например, MyYahoo!), но могут быть и абсолютно независимы от мегапортала. Возможно создание т.н. персональных витрин данных на основе корпоративного хранилища для персонала и клиентов корпоративного портала.
Корпоративный портал (corporate portal) обеспечивает доступ к корпоративной информации, возможно, товарам и услугам. С точки зрения сотрудников корпорации и потребителей - это единая точка входа персонала корпорации и, возможно, клиентов через Интернет (Интранет) ко всем или избранным ресурсам, товарам и услугам корпорации. Корпоративный портал может иметь следующую структуру:
a) Внешняя публичная часть (Front office) включает следующие компоненты:

  • информационная подсистема содержит описание компании, сферы ее деятельности, структуры управления, контактную информацию, новости, подписки и т.д.;
  • подсистема персонификации;
  • каталог товаров и услуг;
  • перечень открытых заявок на покупку;
  • подсистема аутентификации, возможно, выставления заявок на продажу и оформления заказов;
  • подсистема доступа и навигации (полнотекстовый поиск, группа тематических классификаторов, вопрос - ответные, голосовые и персональные интерфейсы пользователя, толковые словари, индексы персон и юридических лиц, карта портала ...);
  • иные подсистемы.
b) Внутренняя публичная часть (Front office) включает следующие компоненты:

  • подсистема персонификации;
  • подсистема аутентификации;
  • подсистема электронного документооборота;
  • подсистема принудительного вещания по компетенции или подписке;
  • подсистема управления закупками;
  • подсистема управления продажами;
  • подсистема управления проектами;
  • подсистема управления ресурсами;
  • подсистема управления и публикации информации;
  • подсистема управления отношениями с клиентами;
  • подсистема генерации отчетов (аналитическая подсистема) ;
  • подсистема обучения и контроля знаний;
  • иные подсистемы.
c) Закрытая часть (Back office) включает следующие компоненты:

  • подсистема управления общей информацией;
  • подсистема поиска и доставки информации из открытых источников (компьютерной разведки);
  • подсистема индексирования информации;
  • подсистема агрегирования результатов поиска в открытых источниках;
  • подсистема агрегирования информации;
  • подсистема классифицирования информации и генерации метаданных;
  • подсистема перевода информации на иностранных языках;
  • подсистема управления обучением и контролем знаний;
  • подсистема конфигурации;
  • подсистема управления доступом;
  • иные подсистемы.
d) Корпоративное хранилище (база данных и/или метакаталог) содержит все документы корпорации или в ряде случаев только их метаданные (библиографические описания). База данных корпоративного портала в зависимости от структуры и территории деятельности корпорации может быть централизованной или распределенной. В случае распределенного хранилища уместно говорить о каталогизации и агрегировании внутренней информации, разбросанной по всей корпоративной сети. Каталогизация заключается в формировании метакаталога, содержащего для каждого документа полные метаданные и, возможно, данные полнотекстового индекса. Агрегирование состоит в создании программного обеспечения промежуточного уровня, обеспечивающего централизованные операции (поиск, просмотр, редактирование, добавление, удаление ...) с распределенной системой разнородных баз данных и иных источников информации. Очевидно, что агрегирование целесообразно проводить с использованием сложившихся стандартов представления данных, в частности, в формате XML.

(фрагмент статьи " The technologies of knowledge based management"А. Durer)

Комментариев нет:

Отправить комментарий